Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Арабская музыка


 

История арабской музыки берет свое начало в эпоху древних цивилизаций (египетской, вавилонской, ассирийской и др.), существовавших на территории арабских стран с конца второго тысячелетия до н.э. Важнейшими вехами в истории арабской музыки стали зарождение и распространение ислама и формирование Арабского халифата. Земли арабов простирались от Индии до Атлантичщеского океана, от Кавказа до сердца Африки (Месопотамия, Иран, Сирия, Палестина, Египет, Сев. Африка, Пиренейский п-ов, Средняя Азия, часть Северо-западной Индии, Армения, Азербайджан и часть Грузии). Арабский язык обрел статус международного. Основные культурные центры: Дамаск (Сирия), Багдад (Ирак), Каир (Египет), Кордова, Толедо, Севилья (Испания).





На разных этапах развития халифата влияние мусульманства на арабскую музыку было неодинаковым. В начальный период (632-661) официальные круги относились к музыке отрицательно, считая её одним из запрещённых Кораном «удовольствий». Полемика о «греховной» природе музыки главным образом касалась определения степени «порочности» музыкального искусства и аргументации в пользу его запрещения. В эпоху правления династии Омейядов (661-750) и особенно в эпоху Аббасидов (750-1258) музыка завоёвывает всё более прочное положение при дворе в Дамаске, затем в Багдаде, а чуть позднее – в повседневной жизни городских и сельских жителей. Первое столетие правления Аббасидов (750-847) можно с полным правом назвать «золотым веком» арабской цивилизации: огромные средства выделялись на развитие науку, литературу, музыку. На основе индийского и персидского фольклора, переработанного и дополненного арабскими народными сказителями, слагается выдающийся памятник литературы «Тысяча и одна ночь», получивший окончательную редакцию в Египте в 14-15 вв. Высокого уровня достигает музыкальное исполнительство, огромный штат придворных музыкантов занимался вопросами композиции, вокала, музыкальной педагогики. Складывается теория арабской музыки: изучаются проблемы акустики, лада, метроритмики и музыкальной эстетики. Развитию теоретической мысли способствовала деятельность т.н. «Дома мудрости» со специальной коллегией переводчиков и переплётчиков. Усилиями  «Дома мудрости» были переведены на арабский язык многие сочинения греческих учёных, в т.ч. труды о музыке Аристотеля, Аристоксена, Птолемея и др.





Формированию арабской музыкальной культуры происходило под влиянием следующих факторов:

  • смешение аравийской музыки с музыкальной культурой Сирии, Византии и Персии в период раннего ислама и формирования халифата. Особое влияние оказала персидская культура (арабы переняли персидское нотное письмо);

  • значительное влияние древнегреческой культуры. Древнегреческая музыкальная теория дала арабам музыкальную терминологию, большая часть которой была переведена на арабский язык и используется в арабской музыке до настоящего времени;

  • связь между исламским Ближним Востоком и Европой во времена крестовых походов (11-13 вв.), а также исламской оккупации Испании (8-15 вв.).

По своей социальной направленности арабская музыка подразделяется на три самостоятельные сферы:

  • народную (крестьянскую),

  • профессиональную (традиционно-классическую),

  • культовую

В народном творчестве преобладает вокальная музыка (теснейшая связь с поэзией: арабские средневековые музыканты были поэтами), представленная лирическими, трудовыми и обрядовыми напевами. Особенно популярным было одноголосное пение с хоровым, инструментальным или ритмическим сопровождением либо пляска под игру на инструментах.

Принципиальное отличие арабской профессиональной музыки от музыкального творчества других высокоразвитых национальных культур заключается в её светской сущности (прославление любви, природы, радостей земной жизни), в отличие от культового византийского искусства.
Арабская профессиональная музыкальная традиция наиболее тесно связана с областью инструментального искусства. Один из популярных сольных инструментальных жанров – таксим, в основе которого лежит принцип макама (чаще всего таксимы исполнялись на уде – предшественнике европейской лютни).


 


Следует отметить, что культовая музыка занимала особое место в арабской музыкальной культуре. Ей свойственны некоторая статичность и замкнутость вкупе с «отрешённостью» от светского духа арабской музыки. В исламе музыка чаще всего выполняет функцию фона, усиливая сакральное значение слова в мелодической декламации Корана. При этом в богослужении мусульман отсутствует инструментальная музыка, а господствующее положение занимают вокальные формы. Среди последователей «нетрадиционного» ислама пристальный интерес к музыке проявляли суфии. Исходя из того, что музыка, пение и танец являются средствами духовного совершенствования человека, суфии активно использовали элементы музыкального искусства в своей культовой практике. Цель суфийского обряда – достижение божественного начала через экстаз, который часто достигался путём мистического слушания музыки. Состояние необыкновенного психоэмоционального возбуждения достигалось путём длительных темброво-звуковых упражнений. В свете сказанного, мифы о смерти суфийских шейхов от слушания «божественных» звуков не кажутся столь невероятными.


Характерные черты арабской музыки:
господство монодии;
пение всегда унисонное, нередко сопровождающееся игрой на инструментах;
богатая, свободная ритмика.

Примечательно, что арабы порой неодобрительно отзываются о европейской музыке, т.к., по их мнению,  в ней недостаточно звуков. Ладовые особенности арабской музыки определили своеобразную манеру пения, при котором широко применяется глиссандирование (скольжение от звука к звуку) – отсюда характерная для неё цветистая мелизматика (орнаментика), придающая музыке оригинальный колорит.

Подводя итог, можно сказать, что роль арабов в развитии мирового музыкального искусства заключается в том, что базируясь на достижениях музыкальных культур Древнего мира, они вывели светское музыкальное искусство на принципиально новый уровень. При этом влияние арабской культуры распространилось и на Западную Европу. Так, например, некоторые музыкальные инструменты арабов были заимствованы европейцами вследствие крестовых походов.




Священная книга мусульман

Главная Учебники Видео Аудио Статьи Ссылки Контакты