Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Арабская литература


Историю арабской литературы можно условно разделить на два больших периода: доисламский и исламский. Если говорить о доисламском периоде, то доминирующим жанром в те времена (ок. 570–632 гг.) была поэзия. Главными ее темами были самовосхваление, осмеяние, любовь, скорбь о погибших героях, а также яркое и эмоциональное изображение пустыни: с палящим дневным зноем, безжалостными ночными холодами, колючим кустарником и опасными представителями дикой фауны.


Самые ранние образцы арабской поэзии восходят к началу 6 в. н.э., т. е. всего лишь столетие отделяет их от зарождения ислама. Конечно, сочинять стихи стали гораздо раньше, но видимо лишь к этому времени окончательно сложился так называемый «классический» стиль, для которого характерна строгая система размеров, основанная на долготе слогов, и не менее строгая схема рифмовки, требующая сквозной единой рифмы на протяжении всего стихотворения.



Завоевание принадлежавших Византии и Персии территорий от Срединной Азии до африканского побережья Атлантики всего за столетие полностью изменило социальную среду и культурные взгляды арабов. В то же время новый образ жизни практически не подействовал на литературу, и лишь некоторые поэты отошли от старых канонов и перестали описывать исключительно жизнь в пустыне. Среди них Омар ибн-Аби Рабия, в чьих стихах описывается любовь во всем ее противоречивом великолепии, а также Халиф аль-Валид II, заменивший в своей жизнелюбивой поэзии классическую ритмику размерами народной любовной песни. Эта тенденция еще больше проявилась в начальный период династии Аббасидов, когда арабская цивилизация наконец утратила специфические черты бедуинского происхождения. В то время как часть поэтов по-прежнему хранила верность освященным временем доисламским преданиям, другие искали новые средства выражения своих мыслей и чувств. При этом некоторые даже смогли облечь в художественную форму вопросы, совершенно отсутствовавшие в кругозоре старинной поэзии и принадлежавшие областям этики, религии, философии. К первой категории можно отнести таких поэтов, как Абу-Таммам, Аль-Бухтури и Аль-Мутанабби. Типичный представитель «нового стиля» – Абу-Нуас, писавший, главным образом, о радостях чувственной любви, о вине и охоте, в то время как в поэзии Башар ибн-Бурда особое место заняли проблемы философии и религии.



Параллельно с поэзией стал активно развиваться и жанр прозы. Так, пристрастие арабов к словесной вычурности определило становление такого прозаического стиля, в котором форма, порой, ценится выше содержания. В первом столетии существования халифата еще продолжали открыто обсуждаться вопросы политики, и политическое красноречие процветало. С разрастанием же самовластия оно совершенно исчезло. Поэтому религиозное, этическое и литературное красноречие могло развиваться лишь в таких жанрах, как проповедь (хутба) и увещевание (маваиз), а также во всяческих поучениях на самые разные темы. Высокая степень централизации власти повысила социальный статус чиновников и писарей, сочинявших официальные бумаги, и именно они впоследствии стали главными носителями энциклопедической культуры. В образованных кругах Багдада, крупнейшего культурного и экономического центра эпохи, Амр ибн-Бахр аль-Джахиз разработал жанр литературного эссе и написал большое количество небольших трактатов, изобилующих анекдотами, учеными цитатами и сведениями о различного рода диковинах. Выражая неподдельный, хотя и не всегда глубокий интерес к греческой философии, старательно исследуя арабскую науку и поэзию, он стремился соответствовать арабскому идеалу, обозначаемому словом «адаб» и требовавшему благовоспитанности в сочетании с надлежащим уровнем культуры и образованности. Тут нельзя не отметить, что значительная часть арабской литературы посвящена «адабу». Сюда, в частности, относятся сборники анекдотов и афоризмов, упорядоченных под различными рубриками и освещающих какую-либо тему или ее отдельные аспекты. В числе лучших образцов такого рода – «Книга о скупцах» аль-Джахиза, «Источники историй» ибн-Кутайбы, «Единственное ожерелье испанца» ибн Абд Раббихи.



В своем тяготении к чисто формальному совершенству арабская словесность обратилась к ритмизованной прозе, наподобие той, какой написан Коран и которая широко использовалась начиная с 10 в. Этот стиль достиг своего апогея в так называемых «макамах». Впервые появившись у аль-Хамадани, макамы приобрели окончательный облик у аль-Харири. Успех его книги «Макамат» был огромен, а подражания ей писались не только по-арабски, но и на других языках, в том числе и на древнееврейском, при этом ее главный персонаж – вор и краснобай, возможно, послужил образцом для испанского плутовского романа.



В арабском мире так и не появилось индивидуального авторства в эпосе, беллетристике и драме. Они разрабатывались как безымянные выражения того или иного художественного направления, и это свойственно даже тем произведениям, которые составили наиболее существенную долю арабского вклада в мировую литературу. Зато «Тысяча и одна ночь» – несомненно беллетристика, причем весьма разнообразная в стилистическом и тематическом отношениях. Совершенно иного рода произведения можно было бы назвать «эпическими», хотя написаны они прозой. Борьба арабов с Византией в 9 в. и против крестоносцев в 12 в. вдохновила множество оставшихся безымянными сочинителей на создание занимательных повестей. Некоторые из них впоследствии вошли в собрание «Тысячи и одной ночи».



Возникновение ислама ознаменовалось появлением священной книги мусульман – Корана, который, согласно мусульманской богословской традиции, был ниспослан Аллахом через ангела Гавриила в форме откровений пророку Мухаммаду, который затем передал эти божественные откровения в проповедях, обращенных к соплеменникам.
По сути, Коран – это собрание проповедей Мухаммада, обращенное к еще не признавшим новое учение язычникам или неофитам, поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т.д. Отдельные дополнения и изменения, сделанные в этих проповедях и предписаниях при их позднейшей (после смерти Мухаммада) письменной фиксации коснулись лишь частностей и не затронули основного содержания. Словом «коран» первоначально называлось как выразительное чтение вслух наизусть божественного откровения, так и вся совокупность заключенных в Священной книге откровений. Вместе с тем при жизни Мухаммада каждое отдельное откровение называлось сурой, а после его смерти так стали называть отдельные главы книги. Всего в Коране 114 сур (глав).



Известно, что первые праведные халифы – Абу Бакр и Омар – поручили запись Корана одному из сподвижников пророка Зайду ибн Сабиту, который помнил текст проповедей наизусть. Халиф Осман III распорядился выработать единую официальную редакцию Корана. По его указу Зайд дополнил собранный материал свидетельствами ряда мекканцев, стоявших близко к пророку и слушавших его проповеди. Окончательно отредактированный текст Корана был канонизирован.
Следует отметить, что в Коране отсутствует внутреннее композиционное единство. Проповеди Мухаммада, заклинания, поучительные рассказы, гражданские законы и др. расположены вперемежку. При этом суры состоят из неравного количества смысловых отрывков и расположены не в хронологическом или смысловом порядке, а по степени убывания величины. Исключение составляет только первая небольшая сура «аль-Фахита», содержащая главную молитву мусульман.
В Коране можно выделить несколько основных тематических групп: иудейская и христианская мифология и догматика, изложенные в форме положений и ритуальных предписаний, мусульманская эсхатология, нормы мусульманского права и арабский фольклор.
В Коране нет систематического изложения основ мусульманской религии, в нем сформулированы лишь основные положения, приведенные позднее в систему мусульманскими богословами. Коран сложился как собрание устных легенд, и это наложило отпечаток на его стилистику. Проповеди мекканского периода достаточно пафосны и составлены с религиозным воодушевлением, в то время как Мединские суры излагаются более сухим и однообразным языком.




 

Главная Учебники Видео Аудио Статьи Ссылки Контакты