Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Арабская каллиграфия


 

Истоки

Возникновение арабской письменности обычно датируется первым веком хиджры — VII в. н. э. К этому времени арабский алфавит уже практически сложился, хотя и не окончательно. Уже в протоарабском алфавите можно проследить ярко выраженные черты, характерные для классического арабского письма. Так, один и тот же знак мог относиться сразу к двум или трём фонемам, которые впоследствии стали различаться между собой дополнительными знаками – надстрочными или подстрочными в виде диакритических точек. Для обозначения согласных в дальнейшем стали использовать знак шадда или ташдид. Огласовки появились ещё позднее. Форма букв была заимствована из ранних семитских почерков, а орфография возникла несколько позднее – к концу VII века, что было частично связано с необходимости записи священной книги мусульман – Корана (до этого учение пророка Мухаммада распространялось только в устной форме, что неизбежно приводило к эффекту «испорченного телефона»). В целом, из-за ограниченности информации точно датировать появление алфавита сложно, но целый ряд фактов все же указывает на доисламский период его происхождения.

Отличительные особенности

Арабская каллиграфия – это область декоративного художественного искусства, вобравшая в себя элементы доисламского наследия. Характерная для каллиграфии условность художественного языка позволяет относить мусульманскую каллиграфию к области орнамента. Вне контекста и содержательной стороны можно говорить о двух функциях каллиграфии  художественно-декоративной и религиозно-мистической.
По-арабски каллиграфия называется «хатт» (خط) или «хутут» (خطوط). Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.
В начальный период ислама было известно два основных типа арабского письма: монументальное и курсивное. Монументальное письмо опирается на использование прямых линий и характеризуется уравновешенностью и величавостью. Курсивное — использовалось в ежедневных общеупотребительных записях и в дальнейшем стало основой для почерка «насх» (النسخ). 

Вопросы о том, какой же был первый каллиграфический почерк, а также, как и где зародилась арабская каллиграфия, могут иметь различные ответы, и определений раннему архаичному почерку тоже существует несколько. К сожалению, всё остается на уровне гипотез. В течение долгого времени исследователи утверждали, что «куфи» был первым арабским почерком, из которого постепенно вышли все последующие стили каллиграфии, как монументальные, так и курсивные. На самом же деле две тенденции развивались самостоятельно и параллельно, и в настоящее время уже неоспоримый факт, что никакой трансформации курсива из монументального почерка не было и быть не могло. Однако даже единого определения «монументального почерка» не существует. Кроме того, на основании анализа приведённых примеров из архива Э. Херцфельда стоит заявить о том, что курсивный и монументальный почерки в их первоначальном виде — иными словами, докурсивный и домонументальный – были схожи между собой.

«Монументальным» стилем или почерком многие называют почерк, который использовался исключительно на твёрдых материалах – на металле и на камне, важную роль в этом определении играет крупный масштаб, ценность, качество и сакральные функции предмета. Как правило, это памятники архитектуры, мечети и стелы и, кроме того, монеты. В данном контексте монументальному куфи противопоставлялся куфи, который использовался на папирусе, т. е. на мягком материале, тогда как почерк/почерки Корана — нечто среднее между первым и вторым почерком. И кроме того, в нумизматике зачастую сочетались курсив и монументальный стиль. Определённо ясно одно: монументальный стиль предполагает угловатые черты и статичность, а курсив, являясь сугубо рукописным в связи с поставленной задачей «непрерывного письма», имеет тенденцию к слигованности, скруглению форм и более подходит для широкого использования.



Основные каллиграфические почерки


В арабской письменности принято выделять шесть основных каллиграфических почерков – это три ранних стиля: «куфи», «сульс» и «насх», а также три более поздних стиля: «таълик» (его же именуют «фарси»), «дивани» и «рикъа».

 


Почерк «куфи» (الكوفي) является самым древним из всех видов арабского письма. При написании его букв опора идёт на правила геометрии, сочетаемые с орнаментом. В его написании используются прямые линии и углы, используются геометрические инструменты. Куфи характеризуется уравновешенностью и величавостью, поэтому большей частью использовался при написании экземпляров Корана, чеканке монет, в надписях на фронтонах зданий и мечетей, которым он придаёт ощущение стабильности, прочности и мощи. Именно почерком «куфи» были написаны первые экземпляры Корана в самом начале формирования ислама.



Стиль «сульс» (الثلث) появился в 1-2 веке по хиджре (7 в.н.э. – во время правления династии Омейядов), но широкую популярность приобрел только через два столетия. Само слово «сульс» в переводе означает «треть». Возможно, это связано с соотношением прямых линий относительно изгибов, или с тем, что шрифт составлял треть размера от «куфи». Сульс редко используется для написания коранических аятов, это скорее орнаментальный стиль, по сей день используемый в различных эпитафиях, посвящениях, заголовках, обращениях в высоком стиле. Стиль характеризуется изогнутыми буквами с крючками на конце. Буквы, соединяясь, то наплывают друг на друга, то рассыпаются, создавая единый курсивный поток, часто с очень сложными пропорциями.


Примерно в 3 веке по хиджре (10 в.н.э.), каллиграфом Ибн Муклахом был создан стиль «насх» (النسخ). Он пишется короткими горизонтальными «стежками», вертикали равны по длине горизонталям, изгибы полные и глубокие, интервалы между словами всегда выдержаны. Поскольку насх легко читается, а его техника написания проста и доступна, именно он чаще других видов письма стал использоваться для написания коранических аятов. В настоящее время «насх» – самый распространенный тип почерка, использующийся в книгах и газетах, и лёгший в основу печатного арабского шрифта. Более поздние стили представляли собой сочетание ранних.

 


Почерк «таълик» (التعليق) появился в Иране (там он был назван «фарси»). Его особенностью является то, что буквы при написании постепенно «съезжают» сверху вниз, и получается, что слова как будто написаны по диагонали. Этот почерк также характерен плавностью очертаний букв, малым размером вертикальных линий. Таълик употребляется в Иране, Индии, Пакистане и Афганистане.



Слово «рикъа» (الرقعة) означает «маленький листок». Для экономии места на бумаге, каллиграфы создали стиль, позволяющий писать сжато, но сохраняя быстроту письма. Рикъа был разработан на основе стилей насх и сульс. Он считается самым лёгким из почерков и простым в употреблении, поэтому широко используется в быту, особенно - для быстрого письма.



Стиль «дивани» (الديواني) говорит сам за себя: слово «диван» означало правительственную канцелярию. Для написания приказов правителя, государственной переписки, официальных писем был разработан стиль, отличающийся особой помпезностью. В нем буквы изящно изгибаются, появились свешивающиеся отростки и узоры.

Что же касается различных рисунков, созданных из каких-либо фраз (например, изображения лампы, книги, корабля или даже животных и человека, созданные из «Басмалы», «Аята аль-Курси» или других аятов Корана или хадисов), то они, как ни странно, вообще не имеют к ранней каллиграфии никакого отношения. Эти рисунки называются «тугра» или «тамга» и распространились они во времена османских султанов (т.е. в 17-20 века н.э.). С помощью тугры султаны «закручивали» в узор свои имена на официальных бумагах, а затем стали использовать их как украшения для книг или интерьера. И поэтому их даже называют иначе – «каллиграммы», что далеко не то же самое, что «каллиграфия».





Священная книга мусульман

Главная Учебники Видео Аудио Статьи Ссылки Контакты